Основные причины поломок автоматической трансмиссии (АКПП)

Существует всего несколько причин преждевременной поломки автоматической трансмиссии, это т.н. спортивный стиль вождения, перегрев, эксплуатация непрогретой трансмиссии, долгое буксование и несвоевременная замена масла и масляного фильтра. Рассмотрим каждую из причин более подробно.

причины поломок автоматической трансмиссии, АКПП

Спортивный стиль вождения

Постоянная эксплуатация автомобиля в режиме резких ускорений и торможений, т.к. называемый «спортивный» стиль вождения. Трансмиссия автомобиля рассчитана на передачу максимального крутящего момента от двигателя на колеса автомобиля только в каких-то не очень частых или так называемых экстренных случаях, например при резком обгоне, необходимости быстрого перестроения, встраивания в ряд движения, которые при нормальной эксплуатации автомобиля возникаю не очень часто. Если же водитель постоянно ездит с «тапкой в пол», то при мощности современных немецких моторов, современной немецкой трансмиссии дай бог хватит на 40-60 тыс. километров пробега автомобиля.

Перегрев трансмиссии

При своей работе современная автоматическая трансмиссия выделяет очень много тепла, основными его источником является гидротрансформатор и масляный насос. В современных трансмиссиях для экономии топлива и приданию автомобилю спортивности, блокировка гидротрансформатора включается уже сразу после начала движения автомобиля с места. При своей работе «буксующей» блокировке очень необходимо эффективное охлаждение. Все детали автоматической трансмиссии охлаждаются маслом, работающим в этой же трансмиссии и проходящем через выносной радиатор установленный между основным радиатором и радиатором кондиционера или через контур в радиаторе двигателя или через теплообменник. Чем выше температура масла, тем ниже его смазочные свойства, при высокой температуре — ближе к смазочным свойствам воды.

Поэтому от эффективности охлаждения масла в радиаторе напрямую зависит долговечность работы трансмиссии. К сожалению не все водители знают, что через 2-3 года эксплуатации, радиаторы автомобиля забиваются грязью и тополиным пухом так, что эффективность их работы падает в два раза. Если раньше это можно было заметить по отклонению стрелки температуры охлаждающей жидкости, то сейчас, в связи с внедрением более жестких норм токсичности, автопроизводителей заставили увеличить температуру работы мотора в режиме малых нагрузок до 105-115 градусов Цельсия (чтобы топливо лучше сгорало), в приборном щитке, чтобы не пугать водителя, сделали задержку для указателя температуры, т.е. даже если температура мотора в данный момент составляет 115 градусов, стрелка указателя все равно будет стоять на 90 градусах.

Поэтому, раз в 2-3 года надо производить мойку радиаторов двигателя, кондиционера и других выносных радиаторов автомобиля, желательно с их снятием с автомобиля.

Поверьте, эта процедура стоит дешевле, чем те неприятности, которые может принести перегрев. Для уменьшения тепловых нагрузок на трансмиссию рекомендуем в жаркую погоду при длительных остановках в пробках переводить селектор в положение «N». Это не касается современных трансмиссий (6HP- и далее) с функцией автонейтрали, они это делают сами. Еще страшнее бывает случаи, когда на автомобиле потек радиатор и в него залили присадку против течи — радиатор течь перестал, но присадкой забило все ламели в теплообменнике АКПП и коробка через некоторое время вышла из строя.

Случай из практики — меняли три раза по гарантии МЕХАТРОНИК на автомобиле Range Rover 4.2 SC, умирала плата, поэтому GBL-тестером не могли считать причину выхода МЕХАТРОНИКА из строя, ну сгорел и все, машина почти новая только гарантия заводская кончилась, обслуживалась всегда у дилера. Последний раз сгорела через два часа после замены, хозяин в ярости. Поставили новую, поехали со сканером, через полчаса температура АКПП 138 градусов, на дисплее панели приборов пишет — ПЕРЕГРЕВ ТРАНСМИССИИ…(правда на английском), чувствую, встала в защиту по температуре — отключила блокировку, начала тянуть передачи. Возвращаемся в сервис, начинаем разбираться. Антифризный контур теплообменника АКПП вообще не продувается!!! Причина — когда была зима и автомобиль еще был на гарантии, у него потек радиатор, или очередь на замену была большая или в наличии не было, вобщем, налили ему эту присадку, т.к. автомобиль хозяину был очень нужен (радиатор потом все-таки поменяли), а весной начались проблемы с перегревом коробки и водитель вдобавок английского языка не знал, что ему там автомобиль на дисплее пишет.

Езда на непрогретой трансмиссии

Особенно эта проблема касается автомобилей с установленным автономным предпусковым подогревателем — двигатель он прогревает, а коробку нет! На морозе масло в трансмиссии густеет, чем ниже температура на улице, тем гуще масло. Густое масло плохо смазывает трущиеся детали, не проникает в некоторые узлы. Так же внутри автоматической трансмиссии много пластмассовых и резиновых деталей, которые на морозе становятся хрупкими, резиновые уплотнения поршней сцеплений могут при работе легко порваться.

Поэтому перед началом движения автомобиля, автоматическую трансмиссию необходимо прогреть следующим образом:

  • при температуре до -10 градусов Цельсия — завести мотор, поставить селектор в положение «D» и постоять на месте, держа ногу на тормозе 5-10 минут;
  • при температуре ниже -10 градусов Цельсия — завести мотор, дать двигателю поработать на холостом ходу 5 минут, затем поставить селектор в положение «D» и постоять на месте, держа ногу на тормозе 5-10 минут;
  • при сильных морозах, ниже -25 градусах Цельсия, надо все сделать, как указано во втором пункте, только все временные интервалы увеличить в два раза.

Долгое буксование на автомобиле

Классическая причина — долгое буксование на автомобиле в грязи, буксировка тяжелого прицепа или автомобиля. Нельзя сказать, что буксовать на автомобиле с автоматической трансмиссией нельзя, нельзя буксовать долго, давайте коробке охладиться, нельзя резко менять направления движения «D» или «R», рекомендуется при движении вперед устанавливать рычаг селектора в положение нижних передач «1» или «2». При буксировке также старайтесь не перегревать трансмиссию.

У некоторых водителей есть странная привычка — разогнать автомобиль и перевести селектор в положение «N», типа «еду накатом — экономлю топливо», на самом деле начинает происходить масляное голодание задних планетарных рядов трансмиссии, т.к. двигатель переходит в режим холостого хода и производительности масляного насоса не хватает для обеспечения смазки всей трансмиссии. Не часто, но попадаются в ремонт трансмиссии с разрушенными планетарными рядами в задней части коробки, когда начинаешь расспрашивать водителя, он отвечает, что именно так он и ездил.

Несвоевременная замена масла и масляного фильтра

Хотя масло в автоматической трансмиссии в отличии от моторного не загрязняется продуктами горения топлива, но оно все равно со временем меняет свои физико-химические свойства и загрязняется фрикционной пылью и металлической стружкой от износа всяких там шестеренок. Поэтому масло и масляный фильтр в современной автоматической коробке рекомендуется менять в зависимости от условий эксплуатации раз в 40-60 тыс. километров. Чем тяжелее условия эксплуатации — тем раньше.

Хотя в руководствах по эксплуатации некоторых марок автомобилей написано, что масло на весь срок службы АКПП. Только вот срок службы не уточнен. Поверьте, лично спрашивал у инженера с завода ZF, они под всем сроком службы подразумевают 100-130 тыс. километров, ну в крайнем случае 150 тыс. километров, потом АКПП можно поменять. Да, на самом деле масло в АКПП не расходуется на угар и залитого на заводе масла хватит на 150-250 тыс. километров пробега, но потом коробку необходимо будет поменять. Хотя, может они и правы, современные коробки часто и до 100 тыс. километров пробега не доживают, в них что-то другое раньше ломается, не только из-за масла.